• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фотогалерея


19.11.2011 г. прошел образовательный семинар ЛАФР и аналитика Goldman Sachs Дарьи Фоминой  "Специфика аналитической работы по сектору телекоммуникаций".
На семинаре показаны типичные ошибки, которые допускают аналитики при оценке справедливой цены акции компаний телекоммуникаций, интернет-компаний и иных отраслей (кейсы Mail.ru, Egypt Telecom, Аэрофлот).

   
 2011 г. - научная конференция в Болгарии.
 
   
 

Мастер-класс специалистов индустрии управления активами Европа Финанс (хедж фонды) и INTIGR (доверительное управление). 
7 ноября 2011 г., Покровский бульвар, 11.
Организатор мероприятия – ЛАФР факультета экономики НИУ ВШЭ.

Управляющий партнер компании «Европа Финанс» Георгий Иванян провел мастер-класс по теме «Индустрия хедж-фондов». После ответов на вопросы, связанные с перспективами развития хедж-фондов в мире и России, Управляющий партнер компании «Европа Финанс» Евгения Случак вручила сертификаты студентам НИУ ВШЭ, которые успешно прошли обучение и стажировку в компании «Европа Финанс». В завершение была сделана презентация совместного проекта ЛАФР с «Европа Финанс» и INTIGR под  условным названием «Студенческий хедж-фонд НИУ ВШЭ». 

 
Вручение сертификатов участникам стажировки в летней школе в компаниях-партнерах Европы Финанс 
 
Планы дальнейшего сотрудничества: весенние и летние стажировки, организация студенческого хедж-фонда
   

«Частному инвестору на российском рынке жить тяжело»

В марте этого (2010) года решением Ученого совета ГУ-ВШЭ в университете создана Проектно-учебная лаборатория анализа финансовых рынков.
О деятельности, перспективах и уникальных предложениях лаборатории рассказывает ее руководитель Тамара Теплова.

Теплова Т.В., д.э.н., профессор


Тамара Викторовна, решениеУченого совета — это институциональное оформление того, что успешно работает уже больше года. Расскажите, с чего все началось?

— Весной 2009 года стартовала «Неформальная инициатива "Лаборатория анализа финансовых рынков"» — проект, объединивший студентов, аспирантов и преподавателей Высшей школы экономики, интересующихся вопросами анализа финансовых рынков и изучением поведения и стратегий инвесторов на развивающихся финансовых рынках. В сентябре 2009 года с целью вовлечения студентов и аспирантов в проектную деятельность уже официально была создана проектно-учебная группа «Анализ финансовых рынков» под руководством ординарного профессора ГУ-ВШЭ Николая Иосифовича Берзона. Группа работала над проектом по заказу инвестиционной компании «Неттрейдер», входящей в десятку крупнейших компаний России, работающих с частными лицами. Для заказчика были разработаны рекомендации по инвестированию на российском фондовом рынке. Работа группы была завершена в декабре 2009 года, и встал вопрос, что же делать уже сложившейся команде исследователей. Ответом на него стало решение Ученого совета ГУ-ВШЭ о создании Лаборатории анализа финансовых рынков уже в качестве официальной структуры Вышки.

В связи с изменением статуса произойдут ли какие-то изменения в направлении ваших исследований?

— Во-первых, мы собираемся продолжать те исследования, которые были заявлены нами ранее: сопоставление развивающихся рынков и финансовых инструментов по инвестиционной привлекательности, моделирование премий за риск с учетом низкой ликвидности финансовых активов и наличия специфических страновых рисков. Во-вторых, мы создаем образовательный портал по анализу финансовых рынков и инвестиционных стратегий совместно с компанией Неттрейдер. И последнее, у нас появился еще один крупный внешний заказчик-партнер — инвестиционная компания «Арбат-капитал менеджмент». Вместе с ней мы разрабатываем беспрецедентный для России проект — имитацию работы инвестиционного фонда. Поскольку руководить этим инвестиционным фондом собираются студенты, то правомерно назвать его студенческим инвестиционным фондом — с важной оговоркой, что это имитация инвестиционного фонда.

Что значит «имитация»?

— Это означает, что ни Вышка, ни ее студенты сами не вкладывают деньги на инвестиционном рынке и, соответственно, не имеют риска потерь. Компания «Арбат-капитал менеджмент» открыла брокерский счет, внесла на него порядка миллиона рублей, а наши студенты дают предложения по формированию портфеля акций. Сопоставительный анализ полученной отдачи на капитал позволит сделать выводы о качестве знаний и навыков студентов. Вначале в портфель войдут акции российского рынка, затем предполагается включить в портфель акции и зарубежных компаний. Студенты составляют аналитические записки, обосновывают, что должно войти в этот портфель, в каком случае его надо «перетасовывать». То есть, по сути, они имитируют работу аналитиков инвест-компании. Кроме того, каждую неделю ребята собираются на территории «Арбат-капитала» и вместе с руководством и брокерами компании обсуждают свое виденье ситуации на рынке, получают критические замечания, ценные советы, с аналитиками «Арбат-капитала» обдумывают, как эффективнее сформировать портфель и вырабатывают текущее инвестиционное решение.

Как будут оцениваться результаты деятельности участников данного проекта?

— Как любое инвестиционное решение, наш проект должен приносить прибыль. Вложено порядка миллиона рублей, и нам бы хотелось, чтобы через год стало ближе к двум и чтобы мы могли наращенные суммы уже вкладывать в зарубежные рынки. Один из индикаторов нашей работы — рост капитализации. Для этого необходимо разбираться во многих отраслях экономики, понимать специфику восприятия российским рынком зарубежной и отечественной новостной информации. Кроме того, ребята должны анализировать налоговую среду: какие налоги надо платить, как можно минимизировать налогообложение с точки зрения покупки и продажи акций. Сейчас мы разрабатываем критерии оценки студенческой команды на горизонте в один год.

Какие компетенции приобретают участники лаборатории?

— Основной навык, который мы хотим привить — это аналитическая работа на финансовом рынке, работа с ценными бумагами, построение портфеля, ранжирование активов (акций, облигаций, деривативов) по инвестиционной привлекательности. Пока мы работаем на уровне российского рынка, но нам хочется, чтобы эти аналитические способности позволяли ребятам в дальнейшем работать и на глобальном рынке.

Второе: нам хочется научить студентов работать в команде. Существует большое заблуждение, что аналитик трудится в одиночестве — сидит за столом, что-то считает, собирает данные. На самом деле, чтобы хорошо работать на финансовом (инвестиционном) рынке, надо обладать коммуникационными навыками, надо уметь убеждать потенциальных инвесторов, уметь разговаривать с брокерскими подразделениями, объяснять и доказывать свою позицию.

И в-третьих, нам хотелось бы привить студентам креативность мышления, умение критически оценивать имеющиеся рекомендации на рынке, включая мнения «звезд», и желание разрабатывать новые финансовые продукты, учитывающие пожелания инвесторов. Создание нового невозможно без навыков исследовательской работы.

Исследовательской?

— Да, мы ведем несколько исследовательских проектов, в процессе работы студенты выявляют и анализируют аномалии финансового рынка. Под аномалией я подразумеваю ситуацию, когда рынок где-то недорабатывает и дает возможность получения сверхдоходности. Мы учимся обыгрывать рынок, а это требует нестандартного подхода к анализу ситуации, нахождения новых решений на практике, чем ребята и занимаются, например, вместе с аналитиками компании «Арбат-капитал».

Вы упомянули о создании образовательного портала по анализу финансовых рынков и инвестиционных стратегий совместно с бизнес-сообществом, расскажите подробнее об этом проекте.

— Фундаментальный анализ в области финансовых рынков и инвестиционных стратегий в России имеет очень слабую информационную инфраструктуру, в связи с чем частному инвестору на российском рынке жить тяжело. У него очень ограниченные возможности по доступу к информации, к бесплатным хорошим базам данных, аналитическим обзорам. Часто жалуются, мол, в России нет долгосрочных инвесторов. Но они никогда и не появятся, если не будет нормальной инфраструктуры для этого. Сейчас ситуация такова, что информация либо очень дорога, либо вообще закрыта, либо искажена благодаря «играм» аналитиков. Как таковой независимой финансовой аналитики в России нет. Задача образовательного портала в области финансовых рынков и инвестиционных стратегий — во-первых, создать открытый, бесплатный источник информации в области финансовых рынков и инвестиционных стратегий, и во-вторых, представить российским исследователям, частным инвесторам результаты зарубежных исследований, потому что к ним доступ тоже реально ограничен. Также мы планируем, что портал станет площадкой для демонстрации идей и исследований, которые ведет лаборатория. Нам бы хотелось, чтобы портал стал узнаваемым и заслужил звание вестника финансовой грамотности.

Существует отдельная группа в рамках лаборатории, которая занимается порталом?

— Нам бы очень хотелось, чтобы студенты были задействованы во всех трех проектах. Чтобы те, кто работает с компанией «Арбат-капитал», участвовали в академических исследованиях, а научные наработки, которые у них появляются, находили бы отражение на портале. Таким образом, в рамках лаборатории не будет трех отдельных групп, а сформируется одна единая группа исследователей.

Участники вашей лаборатории приобретают уникальный профессиональный опыт, становятся востребованными и высокооплачиваемыми специалистами. Как вам кажется, влияет этот фактор на то, какие студенты идут в лабораторию?

— Сегодняшние студенты в достаточной степени прагматичны, они четко сопоставляют свои возможности и спрос на рынке труда, поэтому они понимают, чему надо научиться, и стараются взять по максимуму. Например, в «Арбат-капитале» они получают действительно уникальный опыт работы с базой Блумберг. Эти навыки на рынке труда относятся к категории суперкомпетенций, потому что даже Вышка не может научить каждого студента работать с этой базой.

На ваш взгляд, если бы не было Лаборатории анализа финансовых рынков, чем бы занимались ее участники?

— Для них альтернатива, и они сами это говорят, — работа в инвестиционных компаниях. В связи с этим одна из наших задач, которую мы пытаемся решить с помощью студенческого инвестиционного фонда, — «оттянуть» их оттуда. Мне бы не хотелось обобщать, но все же в большинстве случаев студентов третьего-четвертого курсов берут в инвестиционные компании на позиции делопроизводителей, а не аналитиков, к мнению которых прислушиваются и которым передают опыт. А мы сразу предлагаем интересную аналитическую работу.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ, 2010


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.